СТРУКТУРА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ

КОНКУРСЫ

6 апреля 2023

Подведены итоги конкурса на лучшую ветеранскую организацию в 2022 году
11 октября 2022

Положение о конкурсе «Лучшие региональные отделения МООВК по итогам года»

ПОИСК

Дек 27

Атомный пульс энергетики

45letИсточник: Вестник ЛАЭС, № 23.

ОТ РЕДАКЦИИ: В 2018 году исполнится 45 лет с момента пуска 1-го энергоблока Ленинградской АЭС (декабрь 1973 года). К этой знаменательной дате редакция «Вестника ЛАЭС» совместно с музеем предприятия продолжает публикацию материалов из уникальной в своем роде подборки газетных вырезок, собранных за прошедшие десятилетия бывшим сотрудником химического цеха ЛАЭС с 40-летним стажем Геннадием Моисеевичем Лембергом, любезно предоставившим подборку пожелтевших от времени газет славного периода сооружения и пуска атомного гиганта на Балтийском берегу. Сегодня мы на миг перенесемся в далекий 1971 год, когда в газете «Социалистическая индустрия» 21 ноября под рубрикой «Новостройки пятилетки» вышла аналитическая статья специального корреспондента Бориса Герасимова «Атомный пульс энергетики», содержащая даже отдельные критические замечания.
Приводим материал практически полностью с сохранением стилистики и орфографии…

23_2017-18

Геннадий Моисеевич Лемберг, стаж работы на ЛАЭС — 40 лет.

Часто приходится слышать: энергия атома придет на смену традиционным источникам тепла — углю, нефти, газу. Их запасы, утверждают специалисты, не вечны. И наступит день, когда главными «поставщиками» энергии станут атомные электростанции (АЭС). Но обязательно ли ждать этот день? Практика показывает, что атомные станции могут быть с успехом использованы сегодня: они достаточно эффективны и по ряду параметров не уступают другим энергетическим комплексам.

Немаловажную роль здесь играет рыночная стоимость топлива в данном районе, зависящая от затрат на его перевозку. В нашей стране главные запасы ископаемого топлива сосредоточены на востоке, в то время как три четверти промышленных потребителей электроэнергии размещены в европейской части.

Отсюда первый весомый довод за строительство АЭС в западных и центральных районах. Но даже в областях с густой сетью железных дорог все зависит от мощности АЭС, точнее — от мощности ее единичных энергетических блоков — ядерных реакторов. Начиная с 500 тысяч киловатт, реактор успешно конкурирует с любой другой современной топливной установкой, работающей на нефти или угле. Если же мощность блоков становится 1 миллион киловатт и выше, пальма первенства переходит к урану.

Перспективнейшее направление в развитии энергетики нашло отражение в Директивах XXIV съезда КПСС. В текущем пятилетии намечено создать и ввести в строй ядерные реакторы мощностью в 1 миллион киловатт и выше. Первая АЭС, оснащенная двумя блоками с общей электрической мощностью в 2 миллиона киловатт, уже сооружается на берегу Финского залива под Ленинградом. Начато строительство и других крупных атомных станций: Курской, Смоленской, Чернобыльской. Они будут оснащены новыми сверхмощными ядерными реакторами, которые возьмут на себя роль уникальных паровых котлов.

Перед тем как приступить к проектированию реакторов Ленинградской АЭС, ученые тщательно проанализировали работу Белоярской и Нововоронежской станций. Надо сказать, что каждая из них имеет существенные конструктивные особенности. В реакторе первой очереди Нововоронежской АЭС вода выступает в двойной роли: и как замедлитель нейтронов, и как рабочее тело, отводящее тепло. Конструкция реактора здесь наиболее простая: все тепловыделяющие элементы (твэлы) сведены в общий блок, в котором циркулирует вода. Но в этой простоте решения есть и свои минусы: для замены твэлов с выгоревшим ураном приходится останавливать весь реактор. Причем время на подобную замену подчас превышает месяц.

На «Белоярке» применен водографитовый реактор так называемого канального типа. Его «изюминка» — в стержнях, содержащих начиненные ураном тепловыделяющие элементы. Каждый из стержней представляет собой как бы самостоятельный котел в миниатюре: твэлы служат для нагревания циркулирующей внутри стержней воды. Благодаря этому вода служит лишь для отвода тепла. Преимущества очевидны: радиоактивное загрязнение теплоносителя сводится к минимуму. Да и давление воды не передается непосредственно за пределы канала. Вот почему подобные реакторы не требуют тяжелых стальных корпусов. А разве не заманчиво при создании АЭС обходиться без «некондиционных» изделий весом в несколько сот тонн? Другое не менее важное достоинство: канальные реакторы работают без остановки более длительное время. Энергетики знают, что чем выше температура получаемого в котле пара, тем выше КПД установки. На Белоярской АЭС ядерный перегрев пара достигает 510–520 градусов. Однако это влечет за собой применение материалов и сплавов с повышенной термостойкостью, что отрицательно сказывается на нейтронно-физических характеристиках активной зоны. Традиционная нержавеющая сталь «душит» атомное «пламя», заметно «сбивает» нейтронные потоки. Как следствие — ядерное топливо «горит» с меньшей эффективностью и общий КПД падает.

Уменьшение температуры в активной зоне позволило отказаться от стали и изготовлять оболочки твэлов из циркония. Этот металл оказался наиболее приемлемым, поскольку он практически не «вмешивается» в реакцию деления ядер урана. Циркониевые твэлы успешно выдержали проверку.

Таковы основные направления, определяющие развитие отечественного реакторостроения на протяжении последних лет. Создатели Ленинградского комплекса тщательно проанализировали их, просчитали возможные варианты. Остановились на наиболее приемлемом: уран-графитовом реакторе канального типа без ядерного перегрева (марка «РБМК-1000»). Его электрическая мощность — миллион, тепловая — 3,2 миллиона киловатт.

Вот некоторые данные этой уникальной атомной «топки», за которыми вырисовываются контуры ядерных исполинов будущего. Общая загрузка ураном — 180 тонн. Число топливных каналов — 1700. В каждом из них по 18 твэлов (ошибка журналиста: на самом деле 36 тепловыделяющих элементов в тепловыделяющей сборке (ТВС). — Прим. ред.). Выбранная конструкция реактора позволяет пополнять запасы ядерного горючего «на ходу», без снятия нагрузки.

Выделяющееся в результате деления ядер урана тепло будет отводиться циркулирующей между твэлами водой. А затем пар из сепараторов ринется на лопатки турбин. Его давление перед турбиной составляет 65 атмосфер, температура 280 градусов. Ленинградская атомная — первенец в семье сверхмощных АЭС. Но первенец серийный, широко использующий типовое оборудование, устанавливаемое и на других энергетических комплексах. Тип реактора позволяет значительно увеличить его мощность путем увеличения числа топливных каналов. Причем это не влечет за собой коренной переделки ядерного блока. Сейчас уже можно судить о себестоимости электроэнергии, которую будет давать Ленинградская атомная. По предварительным подсчетам, один ее киловатт-час будет стоить столько же, сколько на самых экономичных тепловых электростанциях. В дальнейшем затраты на производство электроэнергии еще несколько снизятся за счет повышения процента выгорания урана.

Немаловажно и то, что АЭС с реакторами «РБМК-1000» можно легко сделать многоцелевыми: часть отводимого тепла использовать для опреснения морской воды, обогрева жилых районов.

Понятно, что перед создателями новых АЭС не мог не возникнуть вопрос: не окажется ли поступающая в квартиры горячая вода радиоактивной? Да и не только вода — не будут ли загрязнять атмосферу атомные станции? Изучение долголетнего опыта эксплуатации всех АЭС убедительно показало несостоятельность подобных опасений. Известно, что общий радиационный фон на земном шаре заметно снизился после 1964 года — года подписания Московского договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

23_2017-19-1

Атомные же электростанции практически не влияют на величину этого фона. На них действуют строжайшие законы радиационной безопасности: мощная биологическая защита, различные специальные установки полностью исключают воздействие излучений на обслуживающий персонал. Оригинальные системы фильтров гарантируют очистку от активных аэрозолей выбрасываемого в атмосферу воздуха. Проектируя Ленинградскую атомную, инженеры и врачи провели любопытную серию расчетов. Оказалось, что АЭС, находясь даже в центре города, загрязняет атмосферу и почву в десятки раз меньше, чем тепловая электростанция той же мощности, но вынесенная в пригородные районы.

Такой будет Ленинградская атомная. Замыслы ученых уже непосредственно воплощаются в жизнь. Полным ходом идут строительные и монтажные работы. На берегу Финского залива выросли белоснежные корпуса энергетического гиганта, подготовлено «ложе» для ядерного реактора. Здесь все впечатляет: огромные залы, переходы с бронированными дверьми, хитроумнейшая паутина трубопроводов. Поражает размерами турбинный зал с уникальным оборудованием, созданным коллективом Харьковского турбинного завода. На стройке работает замечательный коллектив. Все бригады включились в социалистическое соревнование. Продуман и тщательно увязан сетевой график строительства.

Но, к сожалению, темпы работ зависят не только от строителей. Уже не раз здесь приходилось пересматривать сроки выполнения отдельных этапов строительства. Причина — несвоевременная поставка некоторых видов оборудования.

Можно назвать главных виновников задержки. Так, например, Ижорский завод (Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР) неоднократно срывал поставки сепараторов пара и коллекторов циркуляционного контура. И хотя последние сроки также давно прошли, оборудование на Ленинградскую атомную так и не поступило. Аналогичные упреки можно высказать и в адрес других предприятий этого министерства — Белгородского котлостроительного завода, сорвавшего поставку 800 тонн трубопроводов из углеродистых сталей; завода «Красный котельщик» (г. Таганрог), который из 24 ионообменных фильтров отгрузил только 6. В должниках числятся предприятия Министерства химического и нефтяного машиностроения — заводы Мышегский арматурный и Пензенский «Тяжпромарматура». На фоне грандиозного размаха работ эти факты вызывают только сожаление.

Широкая просека уходит от площадки АЭС сквозь строй вековых сосен — по ней вскоре протянутся высоковольтные линии электропередач, которые должны доставлять энергию мирного атома городам и поселкам Ленинградской области. Задача строителей и монтажников, всех смежников и поставщиков — приблизить этот день, обеспечить своевременное выполнение программы работ.

23_2017-19

+7 495 783−01−43 доб. 1192
+7 495 647−41−50 доб. 1192
Почтовый адрес: Москва, 109507, ул. Ферганская, 25
e-mail: info@moovk.ru
Межрегиональная общественная организация ветеранов концерна «РОСЭНЕРГОАТОМ»
© 2012 все права защищены
© 2012 Заказать сайт-визитку Brand Energy