СТРУКТУРА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ

КОНКУРСЫ

24 апреля 2024

Подведены итоги конкурса МООВК за 2023 год
6 апреля 2023

Подведены итоги конкурса на лучшую ветеранскую организацию в 2022 году

ПОИСК

Авг 17

Без единой ошибки

                                                                                   Посвящается

                                                             75-летию  Атомной отрасли.

                                                                            Твои герои

По улице идёт человек с орденом. Заурядный вроде бы факт. К такому у нас привыкли, так как время рождает трудовую доблесть в массовом масштабе. И всё же при виде орденоносца испытываешь чувство особого уважения, особенно теперь, при подготовке к 75-летию НВ АЭС.

За высокие профессиональные и человеческие качества уважают ветерана, одного из старейших операторов перегрузочных машин Илью Николаевича Пасынкова, который научил своей профессии многих молодых рабочих. Известно, что за освоение 3 и 4 энергоблоков Пасынков был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Но многие ли знают, что за ударный труд на финской АЭС «Ловиза» он ещё был награждён и орденом «Знак Почёта».

Пасынков Илья Николаевич родился 14.07.1933 в д. Пасынки Кировской области.

В 1953 г. окончил ремесленное училище в г. Березники с отличием и был направлен на работу в Минсредмаш, в г. Томск-7. Это закрытый город, в то время – сверхсекретный. Туда отбирали лучших из лучших. Анкеты проверяли до трёх поколений, ведь работали на оборону страны. В Томске-7 был целый комбинат. Много заводов и три Ивана – три атомные станции. Свет давали только на себя, главное, вырабатывали плутоний. Пасынков работал слесарем на объекте С.

– В Нововоронеж как попал? – рассказывает Илья Николаевич. – Летом 1963 года отдыхал на Чёрном море в санатории. Купил на вокзале журнал «Огонёк», открываю статью «Пусть будет атом рабочим, а не солдатом!» Заинтересовался, где такая стройка? Приехал на промзону Нововоронежской ГРЭС в отдел кадров. Нужны работяги? А откуда? Из Томска. Вот как нужны, с руками и ногами.19 августа приехал, а уже 20-го вышел на работу. Меня направили к Ивану Терентьевичу Чернышу на перегрузочную машину. Машина прибыла из Подольска в разобранном виде, приехали конструкторы, московская бригада специалистов. Стали собирать на месте, налаживать обкатывать. К тому времени, когда надо было машину использовать, я изучил её так основательно, что умел работать с закрытыми глазами. Мне предложили должность оператора по загрузке топлива.

Освоив сложное транспортно-технологическое оборудование, молодой Илья Пасынков внимательно наблюдал за движением топливных кассет в реактор во время подготовки к физическому пуску первого блока. Тогда за пультом сидели операторы Павел Григорьевич Кузьменко и Иван Терентьевич Черныш. На второй

перегрузке Пасынков уже был в качестве дублёра. А вскоре он стал признанным мастером своего дела.

Фото: И.Н. Пасынков у пульта управления

«Длинная штанга-манипулятор проникает в самое “сердце” реактора и проводит там операцию по разработанной программе. За всем этим следит оператор. Он

извлекает уже отработавшие свой срок кассеты с урановым топливом, а затем загружает “свежие”. Таков характер работы у Пасынкова, который за время всех

перегрузок накопил большой опыт и выработал свой, так сказать, почерк». – Так писала об Илье Николаевиче газета «Мирный атом» в начале 1974 года.

Когда первая загрузка прошла, – вспоминает Илья Николаевич, – начальник цеха говорит мне и Чернышу: «Ищите себе ребят. Из любого подразделения переведём тех, кто согласится перейти к вам». Надо было, чтобы было пять человек в смене и один на подмене. Пётр Иванович Буханцев сам попросился, чтобы взяли, другие согласились – собрали нужную бригаду. А потом человек двадцать через меня прошло. Естественно, сначала изучаем инструкцию, принцип работы. Сажаю в кресло, сам слежу сзади, давай, пробуй. Таким же образом и финнов в будущем стажировал. Пятерых таким образом научил работать на перегрузочной машине.

Пасынков тепло говорит о своих наставниках, которые обучали профессии. Иван Черныш – начальник смены, Дмитрий Сафаров – вырос до начальника лаборатории цеха пуска и наладки. Илья Николаевич тоже не стоял на месте. Его назначили бригадиром операторов перегрузочных устройств. Теперь он не только за себя отвечал, но и за коллектив в 15 человек. Это были в основном молодые люди. Среди которых Алексей Ерусов, Дмитрий Попов и Анатолий Полупанов составляли как бы ядро. Общие интересы сблизили людей. У ребят стало традицией не только работать, но и отдыхать всей бригадой. На субботник надо идти – тоже никто не отказывается. Когда женился Александр Волков, его пришла поздравлять бригада. В бригаде все имели высокие разряды, учились. Например, Валерий Серебряков занимался в институте, Василий Духанин – в школе рабочей молодёжи.

Участок транспортно-технологического оборудования (ТТО) считался ремонтной элитой. Перегрузка топлива всегда находилась на «красной линии» графика планово-предупредительного ремонта. Недаром участок ТТО неоднократно становился победителем смотров-конкурсов рационализаторов. У самого Ильи Николаевича из более двух с половиной десятков поощрений в трудовой книжке более половины именно за рационализаторскую деятельность.

А какими чертами должен обладать оператор перегрузочных машин? В своё время работники транспортно-технологического отдела, выделяя ответственность, внимательность, собранность, словно сговорившись, добавляли: «Как у Пасынкова». И этот рефрен – «как у Пасынкова» выражал высочайшую оценку и профессиональных, и человеческих качеств Ильи Николаевича. Действительно, операторы постоянно имеют дело с тем самым ядерным топливом, с которым, как показывает история атомной энергетики, нельзя быть на “ты”. При перегрузках топлива, особенно в первые годы эксплуатации АЭС, когда техника была во многом несовершенна, от их собранности и внимания, ювелирного расчёта зависело, как пойдет кассета в реактор, не выскользнет ли из захвата.

Фото: Операторы перегрузочной машины. 1964г.. Бригада Н.Г. Максимова (Стоят: слева-направо, И.Н. Пасынков, Н.Г. Максимов, И.Т. Черныш, Ю. Захаров, В.Н. Швырёв, В. Бакликов, О.И. Голиков, М. Майоров, В.М. Глаголев (стоят) А.А. Гавриков, Д.А. Сафаров, В. Дибцев, А.П. Ерусов, Н.Ф. Грицких (сидят)

В архивах АЭС и города, да и семейных альбомах на парадных фотографиях тэтэошники всегда в первом ряду: Герой Социалистического труда Н.Г. Максимов, кавалер ордена Трудового Красного Знамени А.П. Ерусов, дважды орденоносец – Трудовое Красное Знамя и Знак Почёта – И.Н. Пасынков… Из элиты – из операторов перегрузочных машин вышли зам.директора АЭС П.Г. Кузьменко, начальник смены АЭС И.Т. Черныш, начальник учебно-тренировочного пункта В.В. Серебряков, начальник участка Д.А. Сафаров… Сам Пасынков стал бригадиром, известным не только на Нововоронежской АЭС, но и далеко за её пределами наставником. Между прочим, Знаком Почёта он был награждён за то, что обучал мастерству специалистов финляндской АЭС “Ловииза”.

За всё время работы по вине Пасынкова не было ни одного случая брака. Поэтому имя Ильи Николаевича, как и его наставника Ивана Терентьевича Черныша, стало на участке ТТО легендарным.

Иван Быков

 

+7 495 783−01−43 доб. 1192
+7 495 647−41−50 доб. 1192
Почтовый адрес: Москва, 109507, ул. Ферганская, 25
e-mail: info@moovk.ru
Межрегиональная общественная организация ветеранов концерна «РОСЭНЕРГОАТОМ»
© 2012 все права защищены
© 2012 Заказать сайт-визитку Brand Energy