Паровоз на вокзале в Кандалакше — самый известный, но не единственный памятник железнодорожникам в соседнем городе. На территории локомотивного депо находятся еще несколько раритетов железнодорожного транспорта — паровоз и два зеленых электровоза серии ВЛ (Владимир Ленин) разных модификаций. Техника отреставрирована и выглядит, как новая, хотя сегодня эти локомотивы уже музейные экспонаты.
Познакомиться с историей локомотивного депо станции Кандалакша в рамках экскурсии, организованной Кольским региональным отделением МООВК «Росэнергоатом», смогли ветераны Кольской АЭС, члены городской ветеранской организации и полярнозоринские старшеклассники — активисты молодежного пространства «Точка кипения». Группа из 40 человек прибыла в депо на большом комфортабельном автобусе. За это отдельное спасибо от экскурсантов зам. Генерального директора «КАЭС-Авто» Павлу Вячеславовичу Золотову и зам. директора Кольской АЭС Игорю Олеговичу Кутузову.
Пока старшее поколение осматривало экспозицию под открытым небом, молодежь попробовала себя в роли современного машиниста. На тренажере, позволяющем воссоздать с помощью компьютерной программы, реальное движение поезда, ребята смогли «проехать» в кабине локомотива и узнать много нового об этой профессии. Потом вместе с сопровождающим их молодым инженером Ильей Серегиным забрались по металлическим ступенькам на паровоз, где в прямом и переносном смысле прикоснулись к истории.
Продолжилась экскурсия для всех в музее локомотивного депо Кандалакши, расположенном в одном из административных зданий предприятия. В небольшом по площади помещении собрано огромное количество исторических предметов, связанных с деятельностью самого первого локомотивного депо за Полярным Кругом, ведущего свою историю с 1915 года.
Среди экспонатов имеются действительно ценные экземпляры. Например, скромный металлический жетон рабочего Мурманской железной дороги, который заменял собой паспорт и пропуск, самое первое знамя паровозного депо времен Октябрьской революции, вышитое вручную, товарные знаки, снятые со списанных тепловозов и электровозов, станционный колокол, который подавал сигнал об отправлении поездов.
Фотографии, книги, исторические документы, награды, вещи, рабочий инструмент, оборудование. Всего не перечесть.
Как выглядело на заре своего появления здание производства, оснащенное паровозным кругом, можно понять с помощью макета, изготовленного основателем этого музея Алексеем Степановичем Гурьевым. Его дело сегодня продолжает Валентина Александровна Попкова — ветеран депо, хранитель его истории, пытливый, аккуратный и неравнодушный человек. Она знала лично многих работников предприятия, кто в годы Великой Отечественной войны водили поезда с грузом под бомбежками и обстрелами и кто восстанавливал в цехах разбитую технику, приближая Победу.
Во время экскурсии она рассказывала об этих людях так интересно и проникновенно, что захотелось узнать о них и истории депо гораздо больше, найти и почитать специальную литературу и, конечно, побывать здесь еще. Погружение в железнодорожную тему состоялось. И это самый главный итог этой поездки.