СТРУКТУРА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ

КОНКУРСЫ

24 апреля 2024

Подведены итоги конкурса МООВК за 2023 год
6 апреля 2023

Подведены итоги конкурса на лучшую ветеранскую организацию в 2022 году

ПОИСК

Ноя 20

Его профиль

Источник: газета “Вестник ЛАЭС” № 19, ноябрь 2017. Автор текста: Лариса Исаева, УИОС ЛАЭС

ТАКИЕ ЛЮДИ СПУСТЯ ГОДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАНОВЯТСЯ ЛЕГЕНДАМИ. НО ХОЧЕТСЯ СЕЙЧАС ВОЗДАТЬ ДОЛЖНОЕ ЭТОМУ НЕУТОМИМОМУ ОРГАНИЗАТОРУ, ЩЕДРО ДАРЯЩЕМУ ОКРУЖАЮЩИМ СВОЙ НЕИССЯКАЕМЫЙ ОПТИМИЗМ

basalaev

Немалого труда стоило уговорить его на интервью. Но когда Валерий Валентинович разговорился, только успевай записывать.

— Валерий Валентинович, я знаю, что вы много сделали для развития спорта на ЛАЭС и в городе Сосновый Бор.

— Не я один…

Да, конечно! Благодаря вашим усилиям и усилиям коллег, друзей и знакомых спорт стал активно развиваться на атомной станции и в городе.

— Так получилось, люди стали собираться вокруг меня…

А с чего все начиналось?

— В 1972 году приехал в город Сосновый Бор. В то время уже участвовал в чемпионате Советского Союза по мотогонкам на льду. Это мой профиль. В 1973 году на союзном чемпионате в Красноярске стал четвертым. В 1974 году на моем мотоцикле выиграл чемпионат СССР по мотогонкам на льду мой ученик Губич Сергей, который позже стал заслуженным тренером РСФСР и сам воспитал трех чемпионов мира.

В Сосновый Бор меня пригласил Степанов Михаил Павлович, начальник отдела кадров Ленинградской АЭС. Приглашая, он писал, что «город красивый, природа замечательная, приезжайте работать». Старый «Икарус» привез нашу семью в город ночью, высадил у почты. Куда идти — не знаем. Пошли искать лаэсовское общежитие, которое располагалось на ул. Красных Фортов во втором доме.

Кое-как добрались, переночевали на каких-то тюках, а утром я пошел устраиваться на работу. Управление ЛАЭС уже тогда находилось в сегодняшнем здании СУС. Там располагались первый директор — Муравьев Валентин Павлович, первый начальник реакторного цеха — Хромченко Анатолий Иванович и многие другие специалисты. Попал я на прием к Лапушеву — заместителю начальника реакторного цеха. Поговорили, тут же написал заявление, и меня приняли на должность слесаря реакторного отделения одноименного цеха Ленинградской АЭС. Я попал на участок к Злобину Павлу Деяновичу.

Мы курировали работы по монтажу наращивания трактов реактора. В то время все работники контролировали какие-то работы, курировали какие-то процессы. А поскольку у меня был опыт работы сварщиком и контролером сварных швов (я работал контролером по сварке космических летательных аппаратов и следил за их качеством), меня назначили на ЛАЭС контролировать работу монтажников и проверять сварные швы. Сварные швы это очень серьезное дело. Рентген мог показать только внутренние дефекты. А все наружные дефекты (шлаковые включения, подрезы, раковины) можно было разглядеть только своими глазами. Мне нравилась работа. Было очень интересно!

— А в чем этот интерес заключался?

— Новые люди вокруг, новая обстановка, новое дело. А дело — интересное, когдатебе доверяют. Сами были молодые: многое, что уже умели, и многое хотели. Работать старались хорошо, рядом с такими людьми, как Лапушев, Злобин, Шачнев, стыдно было сплоховать. Сами оборудовали мастерские (у нас, на отметке +25), готовили оборудование, верстаки, следили за порядком (сейчас ПСР внедряют, а тогда работали по-ударному, участвуя в соцсоревновании). Столько воспоминаний, такое чудо было работать рядом с такими классными людьми, как Шах Валентин Матвеевич, Богров Евгений Никитич.

Валерий Валентинович, как ваше хобби стало основной работой на станции?

— В 1975 году я поехал на первенство Советского Союза и в финале соревнований попал в аварию. Вернулся на костылях, весь переломанный… Спасибо руководителям, они ценили мою работу. Вокруг меня всегда были люди: я им, чем мог, помогал, и мне многие помогали. Я ремонтировал моторы. Так познакомился с Климовым (он картингом увлекался). В разных местах города: в мастерских, в гаражах начинали развиваться технические виды спорта.

— А как пришла идея собрать всех энтузиастов под одной крышей?

— Потихонечку же все… В обеденный перерыв обсуждали многие вопросы, писали письма руководству предприятия. Их составлять помогал Евгений Богров (был членом парткома станции). Тогда секретарем партийного комитета был Пасичный Альберт Анатольевич, а он в юности увлекался мотоспортом. Вот он и предложил место общественного гаража для первых занятий секции мотоспорта. Тут и Луконин Николай Федорович заинтересовался работой нашей секции. Сам приехал в гараж, все посмотрел, даже тумбочку открыл, увидел, что везде порядок, и успокоился — не зря дают возможность развивать мотоспорт на предприятии. Позже мечты стали постепенно осуществляться.

Познакомился с ребятами из ВНИПИЭТ — они помогли с проектом. Уже к 1978 году проект был готов. Много помогали Геннадий Константинович Тычкин (чудо-мужик), Павел Николаевич Цветков, Николай Федорович Луконин. Видят, что я работаю, — и помогали, не было причин отказать. Я организовал секцию ДОСААФ на Ленинградской АЭС, собирал взносы, перспективы рисовал всем. Вокруг стали собираться ребята из разных направлений технических видов спорта: мотокроссмены, картингисты, авиамоделисты, судомоделисты, стрелки, велосипедисты, радиолюбители (даже соревнования на реке Систе проводили — «Охота на лис»).

В 1975 году мы провели первые соревнования по мотокроссу на берегу реки Воронки (тогда секция была еще в общественном гараже). Город рос, предприятия развивались. Люди ехали работать, но в свободное время занимались чем-то еще. Так складывался уникальный коллектив горожан-сосновоборцев, который позже прогремел на весь Советский Союз.

— Валерий Валентинович, вы сказали, что уже в 1978 году был создан проект спортивно-технического комплекса ЛАЭС (СТК). В этом году мы отмечаем его юбилей — 35 лет с момента его торжественного открытия. А когда началось строительство здания?

— Тогда же, в 1978 году, мы начали строить фундамент для спортивно-технического комплекса. Темрюк, Логвинов (ЭЦ), Попов (гараж ЛАЭС) и я помогали строителям. Возводили фундамент, под видом строительства жилищно-бытового корпуса, работники СМУ-3 под руководством Романа Несторовича Канюка.

Валерий Валентинович, а какие моменты строительства комплекса вам особенно запомнились?

— Руководство ЛАЭС нас уже хорошо знало. Мы проводили мотокроссы на реке Воронке два раза в год: посвященные Дню Победы и образованию Ораниенбаумского плацдарма, участвовали в организации и проведении военно-патриотических и туристических слетов, проводили велопробеги и кроссы. Все было на высоком уровне. Поэтому в строительстве нам оказывалась всяческая помощь. Но особенно запомнился момент, связанный с Анатолием Павловичем Епериным. Однажды он собрал на совещание начальников цехов ЛАЭС и представителей строителей прямо на строительной площадке. Они прошли по создаваемым объектам, посмотрели, и вдруг А. П. Еперин спрашивает: «А где турник будет стоять?». Я ему отвечаю, что здесь нет для этого места, здесь будет помещение мотосекции. А он спрашивает:

— Ты кто такой?

— Слесарь реакторного цеха Басалаев.

— Ну вот иди в реакторный цех и работай!

В итоге мы пообещали, что турник обязательно в СТК поставим. Одновременно с работой на ЛАЭС я курировал и работы по строительству комплекса. Очень многие работы мы выполняли самостоятельно. В первую очередь была сделана мастерская, ворота тоже сами монтировали. Понемногу собирали и ремонтировали технику (мотоциклы и карты). Мальчишки были рукастые, все могли делать.

Спортивный зал помогали сооружать и девушки. Даже Васина Нина Петровна (замглавбуха) работала на строительстве СТК. Очень помогало соцсоревнование: каждая бригада подразделений ЛАЭС брала обязательства, что в свободное от основной работы время поможет убрать территорию, высадить зеленые насаждения или водопровод выкопать. Даже из городских предприятий приходили, и милиционеры помогали, и военные.

Строительство СТК длилось 4 года, его торжественное открытие было приурочено ко Дню рождения комсомола и состоялось 29 октября 1982 года. В 1983 году стали строить тир, в 1985 году — спортивный комплекс.

35 лет назад был введен в эксплуатацию СТК, где были воспитаны чемпионы Советского Союза, чемпионы мира, олимпийские чемпионы и участники международных соревнований. Но об этом постараемся рассказать в другой раз

Из представления Ленинградского филиала МООВК на внесение в Книгу почета в связи с 45-летием города Сосновый Бор:

Басалаев Валерий Валентинович был организатором и первым начальником цеха оздоровления, реабилитации, диагностики (ЦОРД) атомной станции.

Принимал самое активное участие в отводе земли, курировал проектирование и строительство, поиск источников финансирования и ввод в эксплуатацию спортивно-технического комплекса (СТК).

За время работы директором СТК (1983—1993) обеспечил ввод в эксплуатацию стадиона на Глуховке, спортзала и стрелкового тира.

В 1993—1997 годах, возглавляя ЦОРД, организовал реконструкцию двух общежитий, способствовал открытию детского спортивно-оздоровительного лагеря на 700 мест (4 смены), летнего профилактория «Мать и дитя», спортивного лагеря «Юность» на 120 человек и прочее.

В течение 1975—1997 годов организовал городские секции мотоспорта и картинга, провел более 100 соревнований по этим видам спорта, а также содействовал проведению многих состязаний по другим видам спорта и участвовал в проектах оздоровительного характера.

В настоящее время продолжает вести активную работу среди ветеранов города Сосновый Бор: инициировал регулярное проведение спартакиады ветеранов и прочих спортивно-оздоровительных занятий на базе СКК «Энергетик».

 

 

 

+7 495 783−01−43 доб. 1192
+7 495 647−41−50 доб. 1192
Почтовый адрес: Москва, 109507, ул. Ферганская, 25
e-mail: info@moovk.ru
Межрегиональная общественная организация ветеранов концерна «РОСЭНЕРГОАТОМ»
© 2012 все права защищены
© 2012 Заказать сайт-визитку Brand Energy