26 марта в Удомельском краеведческом музее ветераны Калининской АЭС приняли участие в литературно-краеведческой встрече, посвященной жизни и творчеству художника Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули, 150-летний юбилей которого отмечается в этом году.
Выдающийся пейзажист, проникновенный лирик, передвижник и подвижник живописи Витольд Бялыницкий-Бируля добился признания и в царской, и в Советской России, удостоившись звания народного художника БССР и Российской Федерации.
Витольд Бялыницкий-Бируля — художник с головокружительной судьбой: родом из небольшой белорусской деревни, он в юном возрасте становится подмастерьем Левитана, через десяток лет принимается в передвижники и вскоре на себе ощущает весь груз славы и внимания сильных мира сего. Но кажется, его это совсем не тяготит, все перипетии он проходит легко, будто они всего лишь туман — легкий и прозрачный, как на его картинах. Недаром же он считался одним из лучших «туманных» живописцев.
Действительно, ни одному из художников не удавалось так точно и естественно перенести состояние природы на холст, как уроженцу Белыничского района. Пейзажи Бялыницкого-Бирули производят удивительное впечатление: кажется, что на них изображено что-то родное, личное: луг, снежная поляна, река, тропинка в лесу. Еще студентом он удостоился похвалы знаменитого Ильи Репина. Просматривая его работы, великий художник заявил, что «у этого малого прекрасное будущее, потому что в его картинах есть чувство чистоты и свободы».
В 1912 году художник, имевший благодаря устойчивому спросу на свои картины крепкое состояние, приобрел участок земли в Тверской губернии, на берегу озера Удомля. Эти места были ему знакомы — здесь часто работал его старший товарищ Исаак Левитан. Бялыницкий-Бируля строит здесь дачу. Даже не дачу — усадьбу, пусть и небольшую, и называет ее «Чайка». Здесь, на лоне его любимой природы, в атмосфере тишины и спокойствия, его творческая энергия начинает кипеть с еще большей силой.