СТРУКТУРА

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ

КОНКУРСЫ

6 апреля 2023

Подведены итоги конкурса на лучшую ветеранскую организацию в 2022 году
11 октября 2022

Положение о конкурсе «Лучшие региональные отделения МООВК по итогам года»

ПОИСК

Сен 05

Остров фортов и исторических сокровищ

Автор Надежда Михеева

Второй день осени 2022 года пенсионеры-атомщики провели в г. Кронштадт, на экскурсии, организованной для них советом организации ветеранов Ленинградской АЭС. Долгое время этот военный порт оставался закрытым, и только в 1996 году его открыли для свободного посещения. И сегодня любой турист, попадая на кронштадтскую землю, может перенестись на триста с лишним лет назад – здесь все дышит историей России и военного русского флота.

«Кронштадт – город воинской славы» – надпись, встречающая всех, кто въезжает на остров Котлин. И действительно, каждое строение, каждый монумент или памятник связаны с защитой не только Северной столицы, но и России в целом, начиная со времен правления Петра I, который в свое время так написал в Указе: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело». История строительства фортов, доков и города – тому подтверждение.

В целом, Кронштадт сегодня уникален наполненностью музеями, памятниками, парками, поэтому неслучайно включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. А еще, на мой взгляд, уникален своим преображением за последние годы.

Годом основания Кронштадта считается 1704, когда рядом с островом Котлин был построен первый форт. На гербе города справа изображен котел. По легенде, название острова, на котором возведен Кронштадт, происходит от найденного здесь котелка, который, якобы, шведы бросили в панике при виде высадившихся на остров русских солдат. По другой – свое название Котлин получил от похожей на котел горловины Финского залива на картах того времени. На другой части герба изображена серебряная башня маяка, венчающаяся короной, как символ основавшего крепость императора. В Кронштадте все было подчинено нуждам флота. К примеру, овраг в центре острова был превращен в док-канал для ремонта кораблей (после ввода корабля в канал док осушался). Правда, эта уникальная система уже строилась после смерти Петра I. Или взять здание, где кормили команды кораблей – суда тогда строились деревянными, и чтобы огонь не повредил их, было запрещено готовить пищу на судне, поэтому здание кухни стояло на берегу гавани. Сейчас это музей Голландская кухня. И так, какой ни возьми объект, все будет говорить о принадлежности флоту и неприступности острова-крепости.

Наша экскурсия началась с форта Константин, который связан с островом сухопутной частью дороги. Свое название он получил в честь Великого князя Константина Николаевича Романова, управляющего флотом и морским ведомством в 1897 – 1901 гг. Решение о его строительстве в 1808 г. было вызвано тем, что в условиях военных действий английского флота в Балтийском море нужно было усилить оборону фарватеров. Как известно, форты строились зимой – делались срубы, их наполняли камнями и через прорубь опускали на дно залива. Это и становилось основанием для будущего форта. Первоначально это было деревянное сооружение, постепенно обветшавшее под действием воды, ветра и времени, поэтому в середине 1850 гг. сооружение разобрали и на его основании начали возводить более мощное укрепление со стеной из гранитных валунов весом по 10 тонн каждый и облицевали еще гранитными 6-тонными плитами. Высота стены доходит до 4 метров, длина – до 300 метров. Сооружение и сегодня впечатляет своей мощью, а истории о защите Петербурга-Ленинграда в разные войны, включая Великую отечественную, наполняют гордостью за Россию и ее флот.

Вторая часть экскурсии прошла на пароме, на котором мы уже не только слушали истории о появлении фортов, но и рассматривали их со стороны водной глади. В разных источниках звучит разное количество фортов, окружающих город Кронштадт – кто-то из экскурсоводов называет 17, кто-то 21, но, наверное, это не так уж и важно. В общем, их около 20. Попасть на все не предоставляется возможным, так как некоторые остаются еще закрытыми или заброшенными. Первый форт, прикрывающий вход в Неву, был построен в 1704 году для защиты от шведов во время Северной войны и получил название Кроншлот (Коронный замок). На трехъярусной башне с бойницами установили смотровую площадку, позволявшую наблюдать за появляющимися кораблями противника. Цена появления первого и последующих фортов была немалой – от холода (во время возведения строители жили прямо на льду в палатках) и изнурительной работы гибли тысячи людей. Но их усилия и жизни оказались не напрасными – шведская эскадра, пытавшаяся летом, в год возведения Кроншлота, прорваться к Санкт-Петербургу, была остановлена как раз огнем с этого форта.

Через пару лет появился еще один форт – Святого Александра (Александр-шанц), позднее ряд других фортов – «Цитадель», «Павел I», «Император Александр» и др. Кстати, этот форт позднее назвали чумным – а нем в начале 20 века находилась противочумная лаборатория, где разрабатывалась вакцина. А еще он по своей архитектуре внешне схож с известным по теле-шоу фортом Баярд.

Во время пешей прогулки по городу мы узнали еще много не менее интересных историй о Кронштадте. К примеру, первый в мире ледокол «Пайлот» был создан именно здесь, здесь же А. Попов изобрел радиосвязь, которая первоначально использовалась для связи с кораблями. В Кронштадте была основана первая школа водолазов; построен первый водопровод, кстати, на 2 недели раньше, чем в Москве; художник-маринист И. Айвазовский написал порядка 10 картин, за что был назначен живописцем Главного штаба русского флота; здесь родился нобелевский лауреат по физике академик П. Капица. На Котлине поставлен первый памятник Петру I в полный рост. Не прошли мы и мимо Синего моста, известного тем, что там установлен футшток (уровнемер) – прибор для фиксирования уровня моря. И именно в Кронштадте нулевая отметка этого уровня, от которого идет отсчет уровня земной поверхности и морских глубин. Здесь же у моста, как напоминание о блокадных днях, можно заметить небольшой памятник маленькой рыбке колюшке, спасшей от голода и смерти не одну ленинградскую семью.

Те, кто хоть раз бывал в Кронштадте, согласятся, что обязательно нужно сходить на главную городскую площадь – Якорную (на ней когда-то складировали якоря) и полюбоваться величием Морского Никольского собора, заложенного в 1903 году и освященного в 1913 году. Во времена борьбы с церковью в 1929 г. его отобрали у верующих, и он в разные годы был кинотеатром, матросским клубом и даже концертным залом. Спустя 100 лет после освящения он вновь становится храмом Военно-Морского флота России. Еще Якорная площадь интересна тем, что на ней стоит монументальный памятник адмиралу Макарову, а также обращает на себя внимание тот факт, что площадь покрыта чугунной плиткой. Такая же плитка, покрывавшая ранее и другие мостовые города, в 1941 году была пущена на изготовление корпусов мин. Рядом с Якорной площадью создан парк «Патриот», который стоит того, чтобы погулять по нему и увидеть, как сохраняется память о морских адмиралах и моряках в целом.

Экскурсия завершилась посещением Острова фортов. Это такое современное пространство, также пропитанное историей России и её Военно-Морского флота. Здесь интересно и взрослым, и детям: 150-метровая Аллея адмиралов, панорамные качели с видом на воду и парк, а в центре их расположения – площадка для мероприятий, рядом детская игровая зона, площадки для отдыха, небольшой веревочный парк, учебно-спортивный «Лагерь настоящих героев». Создание острова еще не завершено, так что в ближайшие годы туристы, возможно, увидят и планируемый музей подводных лодок и кораблей или смогут постоять на палубе настоящего боевого корабля. В общем, это настоящий остров исторических сокровищ.

+7 495 783−01−43 доб. 1192
+7 495 647−41−50 доб. 1192
Почтовый адрес: Москва, 109507, ул. Ферганская, 25
e-mail: info@moovk.ru
Межрегиональная общественная организация ветеранов концерна «РОСЭНЕРГОАТОМ»
© 2012 все права защищены
© 2012 Заказать сайт-визитку Brand Energy