И снова клуб цветоводов «Вдохновение», работающий в Смоленском филиале МООВК собрал своих членов 19 февраля, чтобы расширить кругозор. Тема встречи – времена года, она настолько широка и многообразна, что автору программы Нинель Вершининой нелегко было сделать выбор.
Только история музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются – “Времена года”. Это цикл концертов Вивальди, созданный в 1723г, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П.И.Чайковского (1876), балет А.К.Глазунова (1899).Нинель Алексеевна решила остановиться на произведениях П.И.Чайковского и Антонио Вивальди. Рассказывая о жизни композиторов и истории создания произведений, она создавала яркие образы, напоминая о забытом и обращая внимание на яркие моменты в музыкальных опусах.
“Времена года” Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя “Вивальди” является синонимом “Времен года” (хотя он написал массу других произведений). Эти концерты демонстрируют поразительное новаторство Вивальди в области барочного концерта. И нужно отметить, что каждому из концертов композитор предпослал сонет – своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
Сонет, предваряющий этот концерт “Весна”, приводятся в переводе Владимира Григорьева:
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство…
Петр Ильич Чайковский создавая «Времена года», также предварял каждое произведение эпиграфом. Так «Баркарола» начинается стихами А.Н.Плещеева:
“Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять”,
в котором описывается шелест волн Финского залива в Петербурге, и сияющие в небе звезды. О чем может рассказать слушателю это произведение? О солнечной Венеции, где гондольеры неторопливо рассекают водную гладь, медленно проплывая под изогнутыми мостами, о певучести итальянских песен, плавности лодок или романтичной лирике музыки, когда в каждом такте мелодия словно раскачивается, напоминая трели мандолины.
И о каждом времени года Нинель Алексеевна рассказала, чередуя произведения Чайковского и Вивальди, которые и прозвучали. Галина Милькова дополняла рассказ цитатами из Пушкина, который, как и Петр Ильич в музыке, «наше всё» в поэзии. Множество поэтов обращались к благодатной теме времен года, что и продемонстрировала Тамара Моисеева.
Огромная благодарность работникам информационного центра Сергею Прокошину и Григорию Шилину за видеоряд из фотографий и картин известных художников на экране, что олицетворял смену времен года. А звукооператором трудилась Алена Чернова, за что цветоводы ей весьма признательны.
Близится весна и внимание цветоводов будет направлено на дела огородные, тем приятней встретиться и поделиться впечатлениями о «высоком».
Лидия Елисеева