Есть в России такие места, где до сих пор — до начала третьего тысячелетия сохранилось первозданность, заложенная несколько сотен лет назад неведомыми монахами и монахинями, от которых не осталось ни имён, ни примет, ни даже могил — всё безвозвратно унес поток времён и событий, пронёсшихся над православной Россией. На высоком правом берегу Дона стоит небольшой город Серафимович — районный центр Волгоградской области, историческая станица Усть — Медведицкая казачьего Всевеликого войска Донского военного округа. От одних названий захватывает дух, сразу всплывают образы лихих казаков с чубами, скачущих на конях, дородных казачек с коромыслами и прочие казачьи стереотипы.
Мы приехали в эту красоту, чтобы посетить Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь и музей в городе Серафимович писателя А.С. Серафимовича.
История старейшего Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря под Серафимовичем — это интереснейшая повесть, в которой причудливым образом смешались документальные источники, счастливо сохранившиеся несмотря на лихие годы и революций, и воин, и легенд, бережно передаваемые из поколения в поколение.
Очень занимательной оказалась история монастыря. Появился он еще в XVII в. и изначально был мужской обителью — сюда уходили казаки, отслужившие положенный срок и не успевшие завести семью. Позже монастырь стал женским. Наибольший его расцвет приходится на вторую половину XIX в. В это время игуменьей стала матушка Арсения (урожденная Анна Михайловна Себрякова). Происходила она из довольно зажиточной дворянской казачьей семьи, была отлично образована. С детства девица Себрякова ощущала тягу к духовной жизни. В возрасте 17 лет она ушла в Усть-Медведицкий монастырь. И до сих пор память о ней в монастыре свято чтят. Она действительно много успела сделать за свою жизнь: открыла при монастыре четырехклассное женское училище, создала библиотеку, живописную школу, построила новый храм Казанской иконы Божией Матери с нижним храмом, полностью перестроила монастырь, начала рыть пещеры. Благодаря матушке Арсении и средствам ее семьи монастырь по-настоящему процветал.
Сейчас эта старинная обитель активно развивается. Здесь очень красиво, чисто и нарядно. Восстановлен Казанский храм. Церковь Спаса Преображения сияет всеми своими 33 куполами. Храм с 33 куполами, по числу земных лет Иисуса Христа
Тут много зелени, совсем рядом течет река Дон. Приехав сюда, вам с радостью проведут экскурсию. Причем о монастыре рассказывают сами монахини и служительницы монастыря. В советское время это место, конечно же, использовалось совсем по-другому. Благодаря участию самого писателя Серафимовича монастырь не взорвали, а в здании Казанского храма устроили котельную. Потом здесь были и колония, и детский лагерь, и многое другое. От храма остались только стены да колонны, исписанные «автографами» детей. Монахини в 20–30-е гг. подверглись репрессиями. При восстановлении монастыря были найдены останки нескольких монахинь и перезахоронены тут же неподалеку. А вот могилу самой матушки Арсении до сих пор никак не могут найти. Сохранилась только часть саркофага, которая сейчас находится в нижней части Казанского храма.
Там очень много старинных икон, которые написаны не в современном стиле к которым мы привыкли, и много мощей к которым можно приложится. Под нижним храмом подземелье, там узенький земляной коридорчик, который ведет к камню. Его ещё называют Монашкин камень или камень Арсении. Этот камень очень большая святыня, на камне остались следы от коленей и ладошек самой Богородицы. Как камень попал туда никто не знает, но говорят, что ученные брали образец на исследование и оно показало, что камень неземного происхождения. Поразили отпечатки ладошек-очень узенькие с длинными тонкими пальцами. По одной версии, отпечатки принадлежат игуменье Арсении, которой явилась Богоматерь и велела молиться на этом камне. Молитва монахини была столь горяча, что камень под ней размягчился, как кусок сливочного масла на солнцепёке.
По другому преданию, это след самой Девы Марии. А камень плавно спустился с небес прямо в руки Арсении во время её молитвы Богородице.
Следы на глыбе действительно кажутся оплавленными. Ещё в 70-е годы прошлого века советские учёные проводили ультразвуковые исследования камня, чтобы «развенчать суеверия». Как рассказывают монахини, эти труды дали неожиданные результаты. Во-первых, камень под следами ладоней и колен оказался будто бы спёкшимся — тонкие слои минерала были намного плотнее, чем края глыбы. Во-вторых, так и не смогли определить породу камня. Похож на гранит, но не он. Говорят, на Земле таких больше нет. Может, действительно с неба прилетел?
Впоследствии, когда распространился слух о его исцеляющих свойствах, монашки много раз пытались вынести камень на поверхность. Ведь к нему нескончаемым потоком потянулись болящие и калеки.
Однако камень проявил характер: только его передвинут поближе ко входу, а он за ночь, оставшись без присмотра, возвращается на прежнее место! Более того, его находили в разных местах и даже в разных ходах пещерного комплекса, словно по ночам он гуляет сам по себе.
Говорят, что подземелье имеет много ходов, ко всем храмам города есть подземный ход и даже проход под Доном.
Так же мы посетили музей писателя А.С. Серафимовича, где с такой любовью и гордостью нам рассказал о своих предках экскурсовод.
В 1933 году станица Усть-Медведицкая была переименована в город Серафимович в честь писателя Александра Серафимовича, который жил в станице. В 1951 году был открыт литературный музей А.С. Серафимовича, где он жил с 1937 года.
Кроме этого, здесь можно увидеть такие предметы казачьего быта, как плойка для усов и чуба, пряничная доска, колыбель и многое другое.
Большая часть экспонатов была передана музею местными жителями. Интересна история навершия пики-дончихи, что хранится в музее среди других пик. Привез ее из военного похода 1812 года один из усть-хоперских казаков, и хранили ее в семье, передавая как реликвию из поколения в поколение, пока не стала она частью музейной экспозиции.
Подобно французской пике, каждый предмет здесь имеет свою собственную легенду и ценен именно вещной, предметной памятью. Потому и разрешают в этом музее прикасаться к любым экспонатам, чтобы почувствовать их энергетику.
Поездка была очень интересной, насыщенной! Узнали об истории казачьего края и неповторимым духом одного из старейшего монастыря Волгоградской области.
Ветеран Фурсикова Н.В.
Фото Совета ветеранов